Особенности развития детей
Речевое развитие — результат комплексной
работы слуха, артикуляционного аппарата, коры головного мозга и речевого окружения. Нарушения речи происходят по ряду различных причин, обусловленных сложным механизмом.
Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями заключаются в сложности формирования личностных и психологических процессов, нуждающихся в коррекционной работе.
Внимание. У детей с неправильной речью наблюдаются: неустойчивость, низкая произвольность, слабая переключаемость и отсутствие планирования. При восприятии информации визуально внимание путается в значении формы, цвета и расположения различных фигур. Тогда как при словесных просьбах оно практически отсутствует полностью.
Восприятие.
Отстает в развитии и находится на элементарном уровне. Ребенок слабо воспринимает целостность предмета, возникают сложности узнавания изображения, трудности пространственного ориентира (понятий «право» и «лево», дезориентация понятий частей тела).
Память.
Зрительная память практически не отличается от нормы. Слуховая память весьма снижена. Выполняя задание из 3-4 действий, ребенок не запомнит всего, может переставить действия, не спросит еще раз, что делать.
Мышление.
Отставания в словесно-логическом мышлении. Овладение функций синтеза, обобщения, классификации, анализом и сравнением проходит тяжело. Скудный объем информации об окружающих предметах, их функциях и свойствах; причинно-следственные связи непонятны
Воображение.
Сложно выполнять творческие задания или тексты (сочинения).
Общая моторика тела и рук.
Сложно выполнить словесную игру с движениями рук и пальцев. Координация движений неправильна, скорость и ловкость весьма снижены.
Игра.
Сюжетно-ролевые игры упрощенные, без применения словесных комментариев. Нежелание играть с детьми, умеющими говорить.
Эмоции. Негативизм, низкая мотивация и наблюдательность, раздражительность, обидчивость, снижен самоконтроль, плохо заводит дружбу.
Особенности развития детей с речевыми нарушениями заключаются в осложнение такими синдромами: церебрастенический (нестабильность психики); гипертензионно-гидроцефалический (отсутствие работоспособности и усидчивости); двигательных расстройств (слабая координация и равновесие).
Нарушения в развитии речи детей дошкольного возраста.
Выделяют такие основные причины речевого повреждения:
1.Наследственность;
2.Поражение головного мозга плода в период беременности и осложненная родовая деятельность;
3.Нарушение работы артикуляционного аппарата;
4.Задержка психического и физического развития;
5.Повреждение слуховых органов;
6.Социальный фактор (отсутствие речевого общения родителей с ребенком);
7.Тяжелые формы заболевания в раннем возрасте;
8.Отсутствие полноценного питания.
Логопед, психолог и дефектолог — квалифицированная помощь этих специалистов незаменима в решении проблем, связанных с особенностями развития детей, имеющих речевые нарушения.
Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями.
Единого мнения врачей по этому вопросу нет. Приведенная ниже классификация является общепринятой.
Поражение в центральной нервной системе:
- Алалия (повреждение речевого аппарата до его созревания);
- Афазия (изменение работы мозга, отвечающего за речь);
- Дизартрия (неправильная работы мускулатуры речевого аппарата).
Изменения в центральной нервной системе:
- Мутизм (псевдонемота, отсутствие каких-либо нарушений речевого аппарата);
- Заикание (повтор или прерывания речи);
- Сундромутизм (временная утрата слуха и речи).
Дефекты речевого аппарата:
- Ринолалия (наличие расщелины неба);
-
Дислалия механическая (изменение строения полостей
рта и носа).
Лечение нарушений в развития речи у детей дошкольного возраста.
Существует несколько лекарственных препаратов, которые практикуют при коррекции речевых нарушений.
Энцефабол — для улучшения кровообращения в головном мозге. Помогает в глюкозном обмене и насыщении клеток кислородом.
Глицин — нормализует целостность работы нервной системы. Улучшает сон и повышает работоспособность у детей.
Ноотропы — облегчает процесс запоминания, повышает умственную деятельность, улучшает интеллектуальную деятельность.
Фенибут — нормализует обмен веществ в мозге. Убирает чувство раздраженности и тревоги.
Пантоган — противосудорожный препарат мягкого действия. Стимулирует умственную и физическую работоспособность.
Церебролизин — активизирует процессы запоминания, улучшает внимание, восстанавливает познавательную функцию.
Семакс — работает над совершенствованием процесса запоминания, усиливает внимание при анализе информации.
Церепро — отвечает за кровообращение и обмена веществ. Применяется при лечении сосудистых изменений.
Кортексин — назначается для восстановления процессов и функций мозга, активизирует обучение и память.Все особенности развития детей с речевыми нарушениями учитывает врач-невропатолог при назначении индивидуального лечения.
Советы родителям при нарушении в развитии речи у детей дошкольного возраста.
- С появление гуления малыша поддерживать доброжелательную атмосферу, улыбаться и радоваться, говорить мягко.
- Лепет — один из первых проявлений речи, подражайте ребенку, говорите с ним на его языке.
- С 6 месяцев слова родителей произносятся четко и с интонацией. Начинайте работу поразвитие моторики пальцев.
- Годовалому малышу необходимо пополнять словарный запас. Обучение в игровой форме будет проходить интересней.
- Если в 2 года словесные игры были упрощенные, то после они должны содержать правильное произношение слов.
- Важную роль в развитие речи оказывают потешки, сказки, считалки.
- Нарушения речи лучше поддаются коррекции в дошкольном возрасте.
Все дети имеют право на нормальное развитие вне зависимости от определенных особенностей речевого нарушения. Задача родителей, логопедов и невропатологов помочь им в решении этой проблемы. Будьте здоровы!